По Плёсу разгулялись козы

Публикация из районной газеты «Привожская новь» (1999 г.)

Перелистывал как-то подшивку районной газеты «Приволжская новь» за 1999 год и среди прочих заметок, наткнулся на весьма любопытную, дающую яркую картинку жизни Плёса на рубеже веков и тысячелетий. Как и её броский заголовок «По Плёсу разгулялись козы». Письмо в редакцию «районки» написали жители Плёса. В нем тогдашняя жизнь городка изображена такими сочными мазками, что письмо заслуживает быть перепечатанным полностью.
Итак, «Приволжская новь» от 13 апреля 1999 года…

По Плёсу разгулялись козы
Козы – это хорошо! Лечебное молоко, мясо. Но содержать их надо ответственно. Который год наблюдаем в г. Плёсе одну и ту же картину. Выпасом коз некоторые нерадивые хозяева заниматься не хотят. А стадо водить надо, деньги платить. Вот и получается, что козы пасутся сами по себе, где хотят, без присмотра. Соборная гора вообще, как пастбище. Обглоданные акации, которые пришлось вырубить на месте старой танцплощадки никого ничему не научили. Штрафы за это действо несоизмеримы ни с затратами человеческого труда, ни с потерей такой массы земли.
А что на набережной города? Видят все, возмущаются многие, а перемен к наведению порядка не видно! Может, в честь коз переименовать улицу Советская в улицу «Козья» – раз такой почёт и уважение этим животным, как в Индии коровам.
Гуляют вальяжно до самого центра, на пути съедая всё, что понравится. Коммунальное хозяйство подсаживает чайные кусты, очевидно, для красоты. А поскольку никаких мер к козам не принимается, выглядит это как дополнительный корм для коз. Одно едят, другое подрастает.
На городском базарчике у коз «зона отдыха», торговцы торгуют фруктами, а тут же на полу лежат козы, полная антисанитария. За базаром начинаются посадки «любимой акации». Козы и здесь сняли пробы. До мэрии рукой подать. Может, заметят? Это примеры, непосредственно касаются города. А сколько возмущения у жителей, в чьих огородах поработали козы?
Кто, наконец, наведёт порядок с «козьим вопросом»? Есть администрация города, музей-заповедник, есть милиция, в конце концов, есть закон. Там конкретно написано, где можно, как можно содержать домашних животных. Не надо перекладывать решение этого вопроса с одной организации на другую.
Пишем заблаговременно. Решите этот вопрос раз и навсегда. Весна не за горами! Иначе и первых листочков не увидим: козы уже сейчас бродят по Соборке и ищут корм.
Надеемся на положительное решение».

КСТАТИ
В ЭТО ЖЕ ВРЕМЯ
Четверть века назад, в самый канун XXI века археолог, кандидат исторических наук Павел Травкин получает грант Фонда Сороса на организацию тематического полевого молодёжного лагеря и открывает Музей древнерусской семьи.
Фирма «Гривна-тур», которую создают Алла Чаянова и опять же Павел Травкин, открывает знаменитый Музей русской избы. И тогда же, в 1999-м, начинает проводиться пленэр «Зелёный шум», автором и куратором которого становится большой друг музея-заповедника Иван Порто, а сам пленэр спустя десяток лет поднимается в статусе до международного.

Ещё лет 15 после 1999-го козы в Плёсе будут фигурироать в нескольких публикациях. Например, в июне 2014 наша газета («Плёс. вед.» № 22, 3.06.2014) опубликовала фотографию, на которую попал мальчик, нёсший на руках маленькую козочку.
Весной 2016 года в материале «В поисках утерянного стада» («Плёс. вед.» № 114, 4.03.2016) особый статус принадлежит козе. Именно плёсским козам выпало попадать в истории.
Так, весной 1979 года плёсская коза Роза, впряжённая в детскую коляску и помогавшая своей хозяйке присматривать за маленькой внучкой, попала вместе со своей «дочкой» в газету «Социалистическая индустрия». Хозяйкой Розы, кстати, являлась известный плёсский врач, музыкант и краевед Галина Евгеньевна Лебедева.
Осенью 2005 года одна коза из плёсского Заречья, лакомясь у Музея пейзажа цветами, привела в восторг саму принцессу Кентскую, гостившую в Плёсе. Их Королевское Высочество погладила козу и даже сфотографировалась. Рогатую-Бодатую, к которой прикасалась рука царственной особы, выкупил известный предприниматель и переселил в свой дом, поставив на особое довольствие. Что сейчас с животным – неизвестно.
Хозяева коз вспоминают о своих былых питомцах с нескрываемой любовью. Так библиотекарь в прошлом Людмила Графова однажды нам рассказала:

  • У меня раньше была коза Дочка. Она больше ни на какие имена не откликалась. Была очень капризная, сердитая, ногой всё время топала. При этом та-ак любила мы-ыться! Я её мыла каждую неделю детским мылом в тёплой воде. И Дочка моя была чистая-чистая, вся белоснежная, как лебедь. А молоко у неё – очень вкусное.
    Осенью 2017 года пожилая плёсская жительница, у которой было 8 коз, попала в сложную жизненную ситуацию и была вынуждена продать всех своих кормилиц по крайне низким, по-настоящему социальным ценам.

Текст: Андрей Чистов