Почему речники бегают?

О запахе воздуха, эпохе твёрдой воды и «Московской кругосветке» рассказал известный путешественник Михаил Кулик. И добавил, что не знает термина «ходючесть», но знает «плавучесть».

Автор проекта «Кормщик», известный путешественник и судоводитель Михаил Кулик с друзьями прошли по маршруту нового тура «Волга. Наследие прошлых веков». Маршрут начался в Плёсе, включил в себя Елнать, Меру, Кинешму и Юрьевец с Асафовыми горами (островами) и прочими значимыми достопримечательностями. Накануне выхода экспедиции из Плёса на двух скоростных РИБах, наша газета взяла интервью у Михаила Кулика.

— Почему Плёс выбран началом маршрута?

— Плёс — пункт уникального, открытого в 1967 году яхтсменами, маршрута, называемого «Московской кругосветкой». Его можно начать из любой точки столицы, где протекает Москва-река. По реке движемся вниз до Коломны, заходим в Оку и идём до Нижнего Новгорода. В Нижнем поворачиваем в Волгу и идём уже вверх по течению до Рыбинского водохранилища. По Волге же до Дубны, и там поворачиваем в искусственное русло канала имени Москвы. И закольцовываем маршрут в столице, откуда и начали наш путь.

Любой другой маршрут по реке предполагает, что, выйдя в одну сторону, потом возвращаешься по тому же маршруту обратно.

В 2017 году я прошёл московскую кругосветку. Обычно этот путь занимает 10-14 дней — если идти на скоростных моторных лодках. По пути встречаются города, которые обязательно нужно посетить. Плёс — середина маршрута.

За шесть дней, за которые я прошёл этот путь, лишь дважды ступал на твёрдую землю: в Касимове и в Плёсе. В Касимове, потому что мне нравится их шоколад, и у меня там живёт много приятелей. А Плёс… Потому что это Плёс. В нём нельзя не побывать.

Я объехал треть мира, 75 стран. И видел в основном всё с воды. Поскольку работаю в области международного морского права, то чаще бываю на побережье, чем в глубине материка. Любой город, стоящий у воды, хорошо виден только с воды. Например, в Ростове Великом одновременно увидеть Посадское подворье и монастырь можно только с воды — с озера Неро. Плёсская панорама тоже открывается только с воды. И когда я её увидел, она меня совершенно не впечатлила. Мне показалось, что это пряничные домики. Но когда ступил на землю и прошёл вглубь города, то увидел бережно отреставрированные и любовно восстановленные усадьбы и дома.

Я не любитель дворцовой архитектуры, мне нравятся рыбацкие или купеческие дома, а в Плёсе их хватает.

— Завтра из Плёса вы отправляетесь в Юрьевец. Почему именно туда?

— Цель – не Юрьевец. Мы до него, конечно, дойдём. Но отправляемся мы в Кинешму, Меру, Борщовку и в другие интереснейшие места. Это будет не скоростной пробег, а стокилометровое путешествие по удивительной части Волги.

— Вас знают, как высококлассного судоводителя? Можно небольшой теоретический курс судовождения для речников, которых в Плёсе не пересчитать?

— Большинство людей, приходящих впервые на воду, считают, что это не сложнее, чем водить машину. Они думают, что если умеешь водить машину, то всё у тебя получится и на воде. Это не так. Лодка движется иначе, чем машина. Лодка всегда дрифтует, — так я говорю будущим судоводителям, своим курсантам, — она всегда в заносе, как бы ты ни ехал.

Первое знакомство с судном, первое соприкосновение с ним начинается с безопасности. И это не пустое слово. Если, например, загорится автомобиль, можно остановиться, отойти от машины, и быть в относительной безопасности. На воде, если случилась неприятность, человек остаётся наедине со своей проблемой и со стихией, которая его окружает. Это может случиться в 20-30 км от берега, вода может быть 4-7 градусов. Человек сам должен справиться со своей бедой.

Управление лодкой, подготовка к выходу, количество людей на борту, инструктаж, и даже то, как пассажиры одеты – всё это вопросы безопасности. Человек может пострадать как упав с лодки в воду, так и на борту: замёрзнуть, покалечиться, испытать приступ морской болезни…
С этого, с безопасности на борту, нужно начинать. Вот когда всё безопасно, ты чувствуешь лодку, понимаешь, как она движется — начинаешь получать удовольствие от того, что небо большое. В городе мы смотрим под ноги, на вывески, в смартфоны, а на воде — на небо. Смотришь и видишь, какое оно разное. Над водой оно ещё и очень фактурное за счёт атмосферных гидрологических особенностей.

На второй день ты начинаешь ощущать запахи. В Плёсе пахнет рыбой, которая ещё не поймана, и ещё пахнет сосной. А ведь не все городские жители знают, что сосна пахнет…

— Морякам и речникам не всегда нравится, когда про них говорят «плавают». Они говорят «ходим». Так «ходить» или «плавать»?

— У меня на этот счёт есть несколько штампов, почти литературных. Во-первых, ходят в поход (!) корабли. Кораблём называется боевое судно военно-морского флота. Соответственно ходить может только корабль. Другие суда тоже могут ходить, но также имеют право и плавать. Я не знаком ни с одним капитаном «дальнего хождения», но зато знаю много капитанов дальнего плавания. Я не знаю такой характеристики судна как «ходючесть», но хорошо знаю «плавучесть». В трудовых книжках моряков учитывается плавательный стаж, а не ходовой. Повторю, военные моряки «уходят в поход», и рыбаки «уходят в море».

Кстати, окские и волжские речники не плавают и не ходят — они «бегают». Между собой по радиоэфиру они употребляют именно этот глагол. «Пробегу у вас по левому борту», то есть совершу обгон судна. Или: «Петрович, я на Плес побежал»

— В наших широтах навигация продолжается полгода. Как речники проводят вторую его половину?

— Я, во-первых, стараюсь продлить сезон — ближе к ноябрю уезжаю с лодками в Геленджик. Хотя, это малоинтересная для маломерного судна акватория. Есть несколько приятных мест, например, скала Парус или Кабардинка с выброшенным на берег сухогрузом «Рио», но сам факт – нахождения на воде и продолжения навигации, вот что — ценно.

Во-вторых, нужно найти себе занятие, связанное с любимым увлечением, хобби, бизнесом. У меня, например, хобби превратилось в бизнес.

В общем, в так называемую «эпоху твёрдой воды» мы себя развлекаем по-разному. Кто-то занимается совершенствованием своей лодки или продажей старой и поиском и покупкой новой. Кроме того, я посвящаю много времени общественной деятельности. Вот книгу написал по своей специфике — «Комментарий к законодательству о маломерных судах». Недавно информационное приложение разработал…

А вообще – да, зима тяжёлое время. Как его ни торопи, а всё равно тоска по воде.

— Какая лодка любимая?

— В силу достигнутого мною душевного равновесия, я могу себе позволить владеть только любимыми лодками.

Мне нравятся лодки типа «Дори». Они были упомянуты ещё более 400 лет назад в шотландских и британских письменных источниках. Расчёт длины этого судна таков, чтобы оно помещалось на гребне двух волн, характерных для конкретного места. Лодка этого типа универсальна. Она может идти под парусом, на вёслах, под мотором, хорошо управляется, лёгкая, поворотливая. Может идти как носом, так и кормой.

Вообще, мне нравятся лёгкие, скоростные, и даже в какой-то мере некомфортные лодки. Я дышу тем, что вокруг, и не любитель прятаться в кабине.