О чём блёкотала газета

10 лет назад вышла первая городская газета «Плёсский вестник»
В декабре 2011 года вышел первый номер первой городской газеты «Плёсский вестник». За 10 прошедших лет подробности этого события немного поистёрлись, утратили первозданную яркость, но в то же время обрели новые детали (так иногда случается))).

Совершенно точно, что концепция газеты и даже её детальный план разрабатывались учредителем за обедом в ресторане в центре Москвы. Учредитель издания Алексей Шевцов фонтанировал идеями и рекомендациями, редактор Вадим Лаврик, специально вызванный в Москву на это историческое совещание, едва успевал записывать их на…
…Тут красивым поворотом могла бы стать история о том, как редактор записывал полёт учредительской мысли прямо на бумажных салфетках. Но это стало бы исторической неправдой: попробуйте-ка записать что-нибудь шариковой ручкой на бумажной салфетке! Рыхлая и рвущаяся, салфетка совсем не подходит для идей необыкновенного издания в необыкновенном городе. Поэтому редактор рождающейся газеты буднично заполнял страницы тривиального блокнота безобразной скорописью, безбожно сокращая слова и слоги.


Спустя десятилетие приходится сожалеть, что те записи не сохранились… Если б знать тогда, что тот проект проживёт полноценной газетной жизнью полтора года, после чего «впадёт в летаргический сон» (так это дефинировал Алексей Владиславович Шевцов). В одном из последних номеров «Плёсского вестника» учредитель написал, что передаёт газету в созданное им же «Общество друзей Плёса». После этого будет выпущено ещё несколько номеров первого печатного издания в Плёсе и «Плёсский вестник» окончательно впадёт то ли в кому, то ли в беспробудный летаргический сон.
В сентябре 2013-го в Плёсе другим инвестором и благотворителем будет учреждена новая газета – «Плёсские ведомости». Но речь не об этом: все 10 лет, что в Плёсе существует городская газета, она издаётся тем же составом редакции, что сформировался с декабря 2011 года по март 2012-го. Первым штатным корреспондентом (фотокорреспондентом) стала Анастасия Валиахметова. В марте штат сотрудников пополнил Андрей Чистов. На этом вакансии закончились. Дизайнер, корректор, бухгалтер делали свою работу удалённо от Плёса. Другие функции сотрудники редакции разделили между собой. Но вернёмся к газете 10-летней давности – «Плёсскому вестнику».


На обложку первого номера поместили снимок ночной набережной (вид от банкомата). В колонку пошёл текст под заголовком «Президент любит ваш город», где речь шла о президенте Дмитрии Медведеве, который пронёс свою любовь к Плёсу через десятилетие.
В начале своего пути, кстати, газета ещё фиксировала визиты четы Медведевых в Плёс. Потом в этом потерялся всякий смысл: так часто и почти незаметно для окружающих они гостили в Плёсе.
Пробежимся по заметкам первого номера.


«В антикварный магазин «Старый дачник» поступила партия керамических статуэток плёсского дракона Pliossie (Ангузавр Вайденбаума). Партия насчитывает не более 25 пронумерованных статуэток, произведённых под научным контролем и расписанных вручную. Останки ящера обнаружены в 1931 году в Плёсе экспедицией Института палеонтологии Академии наук СССР», сообщала газета читателям на второй полосе. А дальше шёл анонс, как в Плёсе будут праздновать чукотский Новый год:
«Пурга в чукотский Новый год. В этом году впервые в Плёсе на Калашной улице празднуется чукотский Новый год. В нём участвует Чукотское отделение Русского географического общества. Праздник проводится в честь состоявшейся в навигацию 2011 года пятимесячной экспедиции «Плёс – Исландия – Канада – Анадырь». В ходе праздника ожидается прямое включение основанной губернатором Чукотки Романом Абрамовичем радиостанции «Пурга». Начало праздника в 15-55».


В тот год едва ли не весь мир следил за экспедицией ивановского путешественника Олега Волынкина и его друзей. На тримаране «Русь», что являет собой три надувные гондолы и настил из жердей вместо палубы, они прошли через северные моря. Это было настоящее приключение, о чём сейчас уже много написано.
В том же номере была заведена рубрика «Так говорят в Плёсе», где писалось об особенностях плёсского говора. Позднее рубрика стала основой для выпуска брошюры «Учимся говорить по-плёсски». Но это потом.

Первая же публикация о словах давала такие трактовки:
Жаслая (вода) – тепловатая.
Зёпать – орать благим матом.
Галашиться – шуметь, громко говорить. Например: галашится ровно как глашенный.
Разведрилось – прояснилось.
Разъярыщилось – рассвело.
Чикалять (в мяч) – играть (в мяч).
Гунить – копошиться.
Ни клепа не понимать – ничего не понимать.
Кисленица – щи по-плёсски, зелёные щи.
Блёкотать – говорить.